Государство начинает масштабную кампанию против курения


  Государство начинает масштабную кампанию против курения

Как показывает статистика, около 40 % населения России регулярно выкуривают хотя бы одну сигарету в день. По другим данным, курильщиков в стране гораздо больше — до 50-80 % населения.

И вот недавно премьер-министр Владимир Путин подписал документ, призванный уменьшить количество курильщиков в нашей стране и поправить расшатанное курением здоровье нации. Планируется, что благодаря принятию некоторых мер, регламентированных Национальной антитабачной концепцией на 2010-2015 годы, число курящих людей снизится до 25 %.

Конечно, концепция — еще не закон. Это просто некая основополагающая идея, теория. И насильно отказаться от курения она никого заставить не сможет. Однако правительство рекомендовало региональным субъектам исполнительной власти руководствоваться положениями Национальной антитабачной концепции при осуществлении своей деятельности, то есть следовать единой «политической линии» в области контроля за курением.

Бесспорно, в плане заботы о здоровье нации принятие Антитабачной концепции — шаг весьма актуальный. Надо сказать, что он уже далеко не первый в истории российского государства. Например, еще в начале XVII века, согласно указу царя Михаила Федоровича, курильщиков наказывали шестьюдесятью ударами палками по подошвам ног. При царе Алексее Михайловиче тех, кого застали за курением «чертова зелья», как называли табак представители духовенства, били кнутом. Запрет на курение табака был снят лишь Петром Великим, который и сам был заядлым курильщиком.

Сейчас Россия считается одной из самых курящих стран в мире. Курят все — мужчины, женщины, подростки и даже дети. «Курят» и те, кто вообще-то не курит: около 80 % населения ежедневно подвергаются так называемому пассивному курению.

Главной задачей Концепции является реализация ряда мер, направленных на снижение употребления населением табачных изделий. Итогом этих мер должно стать уменьшение смертности населения от болезней, вызываемых курением.

Среди главных и наиболее действенных положений Антитабачной концепции можно выделить планы по увеличению розничных цен на сигареты и другие табачные изделия, а также постепенное увеличение акцизов на табак. По мнению специалистов, оптимальной ценой пачки сигарет, которая обеспечит снижение спроса на них, может стать сумма в 200-300 рублей. Запрет проведения рекламных кампаний и промо-акций табачных изделий также должен снизить тягу населения к табаку. Кроме того, планируется введение обязательного лицензирования продажи табачных изделий и более жесткий запрет на курение в общественных местах.

По мнению разработчиков Национальной антитабачной концепции, основными причинами широкой распространенности табачной продукции в России и пост
1ac2
оянного роста числа ее потребителей являются невысокие цены на сигареты, маленькие налоги на их производителей, невысокая информированность населения о вреде табака для организма, недостаточно активная профилактическая работа, а также агрессивная реклама табачных изделий.

Последний пункт вызывает особенно много вопросов со стороны противников курения. Уже неоднократно предпринимались попытки запретить рекламу табачных изделий, но пока они так и не нашли своего отражения в нормативных актах. И сигаретные пачки вкупе с призывными надписями гордо красуются на страницах газет и журналов и рекламных плакатах в метро. Конкуренция в этом, к сожалению для россиян, развивающемся сегменте рынка очень высока. Между тем, отказаться от курения людям будет гораздо проще, если у них перед глазами не будет напоминаний о дурной привычке и они не будут натыкаться на каждом шагу на лозунги о «крутости» курения.

В отличие от алкогольной зависимости, табачная наносит вред не только самому курильщику, но и окружающим. И если у курящих не хватает совести или сознательности для того, чтобы не подвергать опасности здоровье близких, то государство имеет право их к этому обязать. В том числе и жесткими мерами, например, в виде запрета курения в общественных местах.

С этой точки зрения Национальная антитабачная концепция — проект, безусловно, необходимый. Однако у нее есть и свои слабые стороны.

Во-первых, проблема и меры по ее решению, по сути, только обозначены. Между тем, для их реализации необходимы вполне конкретные законодательные шаги. Есть планы принять в 2011 году закон, вводящий полный запрет на рекламу табачных изделий, но пока это только планы.

Не стоит забывать и о том, что в случае успешной реализации антитабачных мер государство недополучит часть налоговых сборов от продажи сигарет. Есть вполне обоснованные опасения того, что ввиду бюджетного дефицита власть может ограничить борьбу с курением одним лишь декларациями.

К тому же трудно себе представить, что все производители и продавцы сигарет со смирением и покорностью воспримут принятие правительством жестких антитабачных мер. Ведь за последние два десятилетия никаких эффективных антитабачных норм в России практически не принималось, что привело к тому, что наша страна стала одним из лидеров по потреблению табачной продукции. Наверняка «табачное лобби» не дремлет и сейчас, и вряд ли претворение в жизнь положений Концепции, а тем более принятие каких-либо законодательных актов в этом направлении, будет проходить легко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *