Сегодня истекает двухнедельный срок, который президент дал МВД на разработку дополнений в закон «О полиции». Они должны быть составлены с учетом откликов, поступивших во время публичного обсуждения документа.
Законопроект, написанный в МВД фактически «под себя», не критиковал только ленивый. У подавляющего большинства граждан не вызывает положительных эмоций даже само слово «полиция», призванное заменить собой полностью скомпрометировавшую себя «милицию». По данным последнего опроса ВЦИОМ, 63% россиян считают, что смена названия ничего не изменит, а 15% – что переименование только навредит. За появление в Росси полиции высказались лишь 11% респондентов. В МВД и сделали оптимистичный вывод: «общество понимает и поддерживает необходимость реформирования российской милиции».
Судя по комментариям авторов обзора, учет высказанных замечаний не приведет к радикальной правке законопроекта. Кое-что, кончено, подкорректируют. Например указание на то, что полиция имеет право применять меры государственного принуждения (физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие), можно убрать из статьи 1, в которой дается определение полиции, соглашаются в МВД. В любом случае, регламентация применения этих мер установлена отдельной главой. В ведомстве согласны подправить и самую, пожалуй, спорную норму законопроекта – о праве полиции входить в любое жилище без ордера. По крайней мере, уточнить – как осуществляется информирование собственника о проникновении в помещение в отсутствие хозяина; как при этом обеспечивается сохранность материальных ценностей, и даже «установить обязанность органа полиции оставлять письменное уведомление о факте вынужденного проникновения в помещение».
Что касается несвойственных функций , то здесь милиционеры и так уже от многого отказались, дают понять авторы обзора. Тут и обеспечение работы медвытрезвителей, и ведение реестра дисквалифицированных лиц, и контроль за применением контрольно-кассовой техники, и розыск собственника безнадзорных животных, а также должника и его имущества, и даже обеспечение прибытия граждан в военкоматы при призыве на военную службу. Но вот отказ от такой «важной» работы как обеспечение безопасности дорожного движения и техосмотр транспорта работникам МВД представляется как минимум «нецелесообразным».
Не готовы в министерстве расстаться и с функцией вневедомственой охраны (проще говоря, охранных услуг на коммерческой основе), так как видят в этом глубокий социальный смысл. «Стоимость услуг вневедомственной охраны по охране квартир граждан существенно ниже, чем стоимость аналогичных услуг, оказываемых частными охранными организациями, что обеспечивает доступность данной услуги различных слоёв населения (ветераны, социально незащищённые категории и т.п.)», настаивают аналитики МВД.
В ведомст
1852
ве не намерены отказываться от контроля за соблюдением правил миграционного и регистрационного учета, а также от собственных экспертных служб. Потому что есть «потребность документирования преступлений и административных правонарушений, а также… обеспечения оперативности в работе самих экспертов».
Перечень возможных, по мнению МВД, поправок во многом совпадает с теми, что президент рекомендовал Рашиду Нургалиеву на совещании в Горках 23 сентября. Прежде всего, это необходимость обязать полицейских носить бэйджи с именем и званием, ввести «правило Миранды», разрешить задержанным телефонный звонок и открыть горячую линию для жалоб на полицию. Но все это, по сути дела, мелочи. В своем нынешнем, даже исправленном, виде закон «О полиции» не решает проблем, которые сделали столь очевидной необходимость реформирования.
На этой неделе рабочая группа НПО по реформе милиции (объединяет 14 правозащитных организаций) опубликовала меморандум, в котором выражает опасение, что реформа сведется лишь к разработке нового закона, хотя реформирование МВД требует комплексной системы мер.
Прежде, чем писать закон, власти должны были представить общественности концепцию реформы, чего сделано не было. Оно и не удивительно: главная интрига реформы – возможные изменения структуры правоохранительных органов. В сентябре президент подписал указ о создании на базе СКП самостоятельного ведомства . В перспективе СК могут передать расследование всех дел, тем самым сделав из него аналог американского ФБР, не исключил Медведев. Это может привести к кардинальному перераспределению полномочий между силовыми структурами. А это слишком серьезный вопрос для того, чтобы выносить его на всенародное обсуждение. Тем же обывателям, которым хочется почувствовать себя причастным к переменам, остается лишь дискутировать о деталях: чем полиция лучше милиции и какие бэйджи следует носить блюстителям порядка.